Реклама:
БИЗНЕС ПОРТАЛ
Автор: Юлия Дормидонова
«Альтернативная энергетика непременно должна пользоваться государственной поддержкой! Возьмите любое законодательство развитых стран в этой области. Но нашему государству, как показывает практика, на нетрадиционную энергетику глубоко наплевать. Кроме безденежных деклараций оно ничего не делает и, я думаю, еще долго не будет делать! Так что все хлопоты вокруг альтернативной энергетики напрасны!».
Такой тирадой разразился в ответ на мой вопрос, какая у нас есть законодательная поддержка предприятий-изготовителей оборудования для нетрадиционной энергетики, В. Иванов, помощник директора Тушинского машиностроительного завода. Завод этот занимается выпуском электрических ветроустановок. Когда я начинала писать эту статью, мне хотелось рассказать о тех шагах, которые наше государство делает навстречу производителям оборудования для альтернативной энергетики. Но вышло иначе…
Во многих странах альтернативная энергетика активно развивается. Соответственно, растет и число предприятий, производящих необходимое оборудование. У нас же эта отрасль, несмотря на солидную историю и имеющиеся разработки, находится в плачевном состоянии. Предприятия, отважившиеся заняться этим неблагодарным для сегодняшней России бизнесом, едва сводят концы с концами. Трудности объясняются, в первую очередь, отсутствием продуманной политики государства и законодательной поддержки.
Для большинства российских производителей альтернативная энергетика — это лишь узкая область их деятельности, побочный или экспериментальный продукт. Что касается используемых технологий, то они, как правило, отечественные, чаще всего — свои собственные, поскольку при каждом предприятии существует конструкторское бюро. Больше всего выпускается ветровых электрических установок — на сегодняшний день это наиболее успешное направление возобновляемой энергетики во всем мире. И лишь немногие предприятия заняты постройкой малых ГЭС, фотоэлектрических модулей, солнечных тепловых систем, или агрегатов, использующих энергию биомассы и геотермальную энергию.
Все это особенно печально, если учесть, что традиционная энергетика в России тоже находится в плачевном состоянии. Мы то и дело слышим о том, что наша централизованная энергосистема в который раз дала сбой. Предприятия остаются без электричества, население — без света, не говоря уже о бытовых электроприборах. Из-за перебоев в доставке топлива посреди лютой зимы людям могут отключить батареи. Особенно часто страдают удаленные от центра регионы, такие, как Дальний Восток или Сибирь. Децентрализация производства электроэнергии, судя по всему, неизбежна. Вот, казалось бы, благодатное поле для развития альтернативной энергетики! Но для этого ей нужно дать толчок, а государство не спешит это сделать.
Реальность
Как же существуют сегодня производители альтернативных источников энергии? Кто покупает их продукцию? Иногда заказчиками выступают государственные структуры, такие, как Федеральная пограничная служба России, например. Однако государство использует малую и альтернативную энергетику только там, где без нее просто не обойтись. И это, пожалуй, единственный способ, которым государство поддерживает производителей, да и то лишь самых крупных (например, петербургские НПО ЦКТИ и НПО «Ранд» или московский ВИЭСХ). Есть и другие крупные заказчики: Водоканал в Приморском крае, Петергофская администрация, которая заказывает у ЦКТИ миниГЭС для организации работы фонтанов и для водоочистки. Пожалуй, в наиболее благоприятной ситуации находится ЗАО «Инсэт», которое продает свои малые ГЭС во многие зарубежные страны: в Колумбию, Панаму, Бразилию, Белоруссию, Казахстан.
Мини- и микроГЭС — идеальный вариант для использования в частных коттеджах, в фермерских и лесных хозяйствах, удаленных от центральных электростанций. Ведь для малых ГЭС вместо огромной плотины требуется только рукав для воды. Однако частных заказов на миниГЭС очень мало, ведь они стоят больших денег. Например, СП «Компания ЛМВ Ветроэнергетика» предлагает микроГЭС мощностью до 10 кВт за 6900 долларов. Нужно отметить, что в России у малой гидроэнергетики могли бы быть неплохие перспективы, ведь у нас освоено всего 20—30% водных источников, в то время как в Европе — 95%. Таким образом, теоретически простор для деятельности у российских производителей огромен…
Россия располагает значительными ресурсами ветровой энергии, в том числе в тех районах, где отсутствует централизованное электроснабжение (побережье Северного Ледовитого океана, Камчатка, Сахалин, Чукотка, Якутия). Ветроэнергетика могла бы развиваться у нас в государственных масштабах, однако даже в этих районах государство почти не пытается решить энергетические проблемы таким образом. Чтобы убедиться в этом, достаточно взглянуть на российский рынок ветровых электроустановок (ВЭУ). 40 % покупателей — это индивидуальные пользователи, нуждающиеся в автономном обеспечении электроэнергией при общей потребляемой мощности до 1.5—2 кВт (садоводы, дачники, фермеры). К этой категории можно отнести и удаленные небольшие технические службы (службы маяков, наблюдения и связи, метеорологические). 30 % составляют автотуристы, владельцы катеров и яхт, рыбаки, охотники. 25% — автоматические посты (радиорелейные, метеорологические, радионавигационные, посты управления дорожным движением, световые навигационные знаки). Оставшиеся 5% приходятся на прочих потребителей (автономные системы освещения, обогрева, водоочистки, инкубаторы и т. д.).
У всех предприятий ветроустановки выходят опытными партиями в очень небольших количествах и, соответственно, являются очень дорогими. Организация серийного производства и проведение сертификации установок требует значительных инвестиций, которые полностью отсутствуют. На сегодняшний день разработкой и изготовлением ВЭУ в России занимаются такие организации, как ЦНИИ «Электроприбор», завод «Азимут-Электроприбор», Рыбинский завод приборостроения, НПК «Ветроток», Государственное машиностроительное КБ «Радуга», КБ им. академика В. П. Макеева, АО «Ветроэнергомаш», СП «Компания ЛМВ Ветроэнергетика», Московский машиностроительный завод «Вперед». На некоторых заводах выпуск установок сейчас прекращен из-за отсутствия оборотных средств (ОАО «Долина», «Подъемтрансмаш»).
Вот что рассказывают сами производители ветровых электрических установок. «Мы существуем с 1999 года. В данный момент держимся на плаву за счет того, что являемся дилерами и продаем импортные установки, причем крайне редко — в госструктуры, чаще в частный сектор, в фермерские хозяйства, удаленные от крупных электростанций», — сообщил нам исполнительный директор петербургского предприятия «Ветросфера» В. Родионов. — «Все надежды возлагаем на находящуюся в производстве собственную установку. Ее предположительно будут использовать в МЧС, может быть, в оборонной промышленности».
«У нас выпуск ветряков сегодня остановлен по причине отсутствия оборотных средств, хотя наше предприятие и занимается разработкой ВЭУ с 1994 года, а нашим заказчиком была даже Федеральная пограничная служба России», — жалуется Н. Мингалеев, директор ОАО «Долина» из города Кувындык Оренбургской области. На наш вопрос о возможном выходе из положения Мингалеев сказал: «Думаю, что альтернативная энергетика должна пользоваться законодательной поддержкой: альтернативным налогообложением, беспроцентными кредитами Госбанка России. Нужна льготная реклама для предприятий-изготовителей источников альтернативной энергии. Но, увы, на сегодняшний день никакой поддержки со стороны государственных органов нет».
Принципиальная схема солнечной станции
Рязанский Завод Металлокерамических приборов, РЗМП
Фотоэнергетика также существует в основном за счет небольших заказов. Так, например, садоводы покупают солнечные батареи на 40—150 Вт, чтобы обеспечить работу маломощного оборудования: маленький телевизор, мобильный телефон, ноутбук… Реже подключают холодильники, для которых требуется уже более мощная батарея с аккумулятором. Солнечные модули по-прежнему очень дороги, и, чтобы обеспечить потребности семьи в электроэнергии за счет солнца, нужно выложить не одну тысячу долларов. Солнечные батареи на 1 кВт обойдутся примерно в 80 тыс. рублей. Кроме того, необходимо учитывать и непостоянство такого источника энергии, как солнце. Чтобы быть полностью независимым, неплохо дополнить солнечную батарею, например, ветряком, за который придется заплатить еще несколько сотен тысяч рублей.
Производством фотоэлектрических модулей и фотоэлектрических систем занимаются Научно-производственное предприятие «Квант» (г. Москва), ОАО «Ковровский механический завод» (г. Ковров), НПО Машиностроения (г. Реутов, Московская обл.), ЗАО «ОКБ завода "Красное Знамя"» (г. Рязань), ОАО «Рязанский Завод Металлокерамических приборов», ООО «Совлакс» (г. Москва), ОАО «Сатурн» (г. Краснодар), ЗАО «Телеком-СТВ» (г. Зеленоград) и ряд других. Вот что рассказал о работе своего предприятия Борис Эдельман (ЗАО «Телеком-СТВ»):
«Мы начали производить солнечные элементы в 1993 года, а с 1994 производим модули, то есть основу фотоэлектрических установок. Технологии используем только собственные. Большая часть продукции идет на экспорт. Если говорить о российских заказчиках, то юридические лица почти не покупают фотоэлектрические модули. Правда, сейчас у нас есть один заказ от юридического лица из Читы. В основном поставки идут частным лицам, тем, у кого есть дача в Подмосковье. Недавно продали установку на Алтай, в религиозную общину. Они по уставу не могут пользоваться ничем, что приносит вред окружающей среде. Но все равно преимущественно солнечными установками пользуются дачники».
На вопрос о государственной поддержке Борис Эдельман ответил следующее: «По этому поводу я три года назад посылал письмо одному помощнику депутата, господину Николаеву. Ведь не столь важно дать деньги покупателям или льготы производителям. Важно обратить внимание общества на эту проблему. Может быть, стоит говорить об этом даже в школах». Нужно ли уточнять, что ответом на письмо было полное молчание?
Одна из форм выживания в этой отрасли — создание совместных предприятий. К таким относятся, например, «Компания ЛМВ Ветроэнергетика» (г. Хабаровск) или ООО «Совлакс» (г. Москва). «Совлакс» был создан в 1991 году на базе научно-производственного предприятия «Квант», которое уже с 1958 года выпускало монокристаллические кремниевые фотоэлектрические элементы. Новое российско-американское предприятие ориентируется на производство фотоэлементов на аморфном кремнии — технология, придуманная японцами и осуществленная американцами. По словам В. Нефедова, заместителя генерального директора ООО «Совлакс», никакой реальной поддержки от государства более чем за 10 лет своего существования фирма не видела. Заказчики у «Совлакса» очень разные — от силовых структур до простых людей (рыбаков, охотников и т. д.), но в основном солидные: заказы на установки поступают от крупных организаций, например, для питания радиостанций или рыбацких лагерей в отдаленных районах. Хотя используют их и туристы, геологи, путешественники.
«Компания ЛМВ Ветроэнергетика» предлагает широкий спектр всевозможного оборудования, использующего возобновляемые источники: автономные ветроэлектростанции, малые гидроэлектростанции и гибридные энергосистемы (ветросолнечные, ветродизельные и др.), солнечные модули и фотоэнергосистемы. Таким образом воплощается идея о том, что только совместное использование разнообразных возобновляемых источников может создать реальную альтернативу традиционной энергетике, обеспечить стабильность и широкое распространение.
Как отметил Григорий Дмитриев, специалист Кольского отделения РАН, «позиция наша должна быть такой: мы вместе — ветер, малые ГЭС, солнечные батареи, биотопливо и даже традиционные ГЭС — можем обеспечить значительную долю выработки электроэнергии для страны! Причем совместная эксплуатация этих источников превращает их из негарантированных и изменчивых в гарантированные и надежные! И соревноваться нам друг с другом незачем: ведь в лесу, где обычно текут реки, нет ветра, а в степи, где часто нет рек, дует ветер!».
Солнечная батарея с постоянной ориентацией на Солнце
Научно-производственное объединение «Квант»
Перспективы
Плачевные перспективы развития альтернативной энергетики на ближайшие 10—15 лет производители источников возобновляемой энергии объясняют ее высокой стоимостью (в несколько раз выше, чем у сетевой энергии), не исчерпанными пока запасами традиционных энергоресурсов (таких, как нефть, газ, уголь) и отсутствием государственной поддержки. В отношении заказов в наиболее выгодной ситуации находятся производители фотоэлектрических модулей и систем, поскольку у них много покупателей за рубежом (тот же ВИЭСХ 80% своей продукции продает иностранным фирмам). И все же выпуск и разработка фотоэлектрических модулей, миниГЭС или ветровых электроустановок в России — по большей части работа на перспективу, хотя большинство предприятий занимается этим уже 10—15 лет. Сегодняшними достижениями в этой области наша страна обязана исключительно энтузиазму некоторых предприятий и работников ряда научно-исследовательских и конструкторских организаций.
Такие ориентированные в будущее разработки в области энергетики, как водородное топливо, в России, похоже, вообще мало кого волнуют. И это уже не столько вопрос законодательства, сколько проблема информированности и заинтересованности людей. Сегодня в сознании большинства россиян альтернативная энергетика существует как нечто необязательное, фантастическое, а скорее всего, не существует вовсе. Потому тема эта в средствах массовой информации всплывает, в лучшем случае, в виде какой-то занимательной футурологии. Вот простой пример из области пиара. Большинство ведущих производителей автотранспорта озабочены проблемой экологичности своей продукции и создают на своих Интернет-сайтах специальные разделы, посвященные разработкам и достижениям в этой области. Пожалуй, наиболее основателен в этом отношении сайт компании Toyota. Но, заглянув на официальный сайт ВАЗа, вы не обнаружите там не только каких бы то ни было упоминаний о разработках — ни слова о проблемах экологии. И дело даже не в том, что ВАЗу пока не до двигателей на водородном топливе. Просто сегодня в России потребителя по-прежнему гораздо больше волнует то, насколько мягко закрываются двери автомобиля. Имидж «борца за экологию» вызовет у него скорее подозрения, чем надежды на лучшее, пусть даже в отдаленном будущем.
«Почему не выпускают наши отечественные установки? Наши производители жалуются на то, что нет оборотных средств. А почему их нет? Да потому, что нет массового платежеспособного спроса! А его нет потому, что пока еще дешево топливо, на покупку которого государство отпускает дотации для удаленных пунктов», — объясняет Григорий Дмитриев, специалист Кольского отделения РАН. — «Население даже не знает, сколько стоит это топливо, но знает, что есть закон, по которому они за электроэнергию платят меньше, чем в крупном городе». А тариф для коммерческих предприятий — тех, которые не подпадают под государственные программы, — составляет 10 и более рублей за кВт/час. Поэтому в удаленных районах и нет коммерческих частных предприятий. Да и у местных жителей часто нет электричества, как, например, в селе Индига Ненецкого округа.
В таких местах квота на топливо для населенных пунктов обычно является лакомым куском для региональных и поселковых администраций. Региональная администрация «предлагает» купить топливо у «хорошей» фирмы за «хорошую» цену. Фирма потом отстегивает разницу этой самой администрации. Та, наверное, делится с поселковой. Поэтому, как только на горизонте замаячит появление нового энергоисточника, например, ветроэлектрической установки, поставки дорогого привозного топлива, естественно, сократятся, а могут и вовсе сойти на нет. Значит, сойдет на нет и откат! «Вот это и есть самый сильный тормоз для продвижения новых источников в глубинку! По моим наблюдениям, практически во всех удаленных поселках все происходит именно так. А повышение комфортности жизни в селах никого у власти не волнует!» — считает Григорий Дмитриев.
Предприятиям, выпускающим оборудование для получения альтернативной энергии, несомненно, необходима законодательная поддержка государства. Во многих западных странах давно существуют законы, касающийся альтернативной энергетики, так что российскому правительству нет нужды изобретать велосипед. Должен быть определен порядок лицензирования оборудования, более простой и прозрачный, чем нынешний. В законе должны быть предусмотрены налоговые льготы предприятиям, производящим оборудование для получения энергии возобновляемых источников (снижена ставка НДС, хотя бы 10%). Нужны и льготы для потребителей.
Также большим подспорьем были бы беспроцентные кредиты Госбанка России, льготная реклама предприятий-производителей источников альтернативной энергии. Не малую роль могла бы сыграть и целенаправленная информационная политика. Надо заметить, что такие пожелания высказывают лишь очень немногие руководители предприятий, большинство же вовсе не рассчитывает на какую-либо помощь со стороны государства, либо же считает ее делом далекого будущего.
Надо еще раз подчеркнуть, что государственная поддержка развития возобновляемой энергетики может заключаться не только в увеличении расходов бюджетных средств, а в создании благоприятных условий как производителям, так и потребителям оборудования. Роль государства в таком случае сводится к гарантированию правил игры на рынке энергоресурсов и страхованию рисков. Сделав эти шаги, можно было бы оживить неработающий частный капитал, создать тысячи новых рабочих мест, улучшить экологию за счет снижения вредных выбросов, сохранить ископаемое топливо для последующих поколений, повысить энергетическую безопасность страны…
Есть ли в России какие-либо сдвиги в этом направлении? Да, в федеральной программе «Энергоэффективная экономика» есть пункт об организации серийного производства установок малой и нетрадиционной энергетики. Существует концепция закона РФ «О нетрадиционных возобновляемых источниках энергии», созданная рабочей группой Минтопэнерго. Но пока это только декларации и проекты. Странно, что в такой тяжелой ситуации все-таки есть жизнеспособные предприятия, вносящие свой вклад в развитие малой энергетики в России. Остается надеяться, что они смогут дожить до того дня, когда политика поддержки альтернативной энергетики у нас в стране сдвинется, наконец, с мертвой точки.
пятница, 27 июня 2008 г.
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
Комментариев нет:
Отправить комментарий